Развитие речи детей младшего возраста

Консультация для родителей

«Развитие речи детей младшего возраста»

Зеленина Лилия Николаевна

Учитель-логопед первой  категории

 

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и чётко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по её развитию, потому что от своевременного формирования речи зависят нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

Для того, чтобы понять, имеются ли у вашего ребёнка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы её становления.

 

Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом по овладению речью: развивается понимание речи, к концу года малыш произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова. При этом одни дети начинают говорить в 8-9 месяцев, другие - в год, а некоторые и позже.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребёнок использует так называемое слово-предложение. Например, прося у мамы машинку, произносит: «Би-би», такие слова-предложения могут иметь разное значение в зависимости от ситуации («Би-би» – ехать, папа за рулём, велосипед, автобус, игрушечная машинка и т.д.).

Со второй половины второго года ребёнок всё чаще говорит предложения, состоящие уже из 3-4 слов. К концу второго года речь малыша хотя и становится средством общения, однако ещё далека от совершенства.

Словарь малыша ещё небольшой – от 100 до 300 слов. Часто вместо обычных слов он употребляет облегчённые слова («ам-ам» – а не есть). Ребёнок уже говорит предложениями, но слова в таких предложениях ещё грамматически не связаны между собой: он употребляет неправильные окончания слов, допускает ошибки при употреблении существительных, глаголов, других частей речи. Кроме того, произношение отдельных слов пока нечётко, в речи отсутствуют многие звуки.

В приведённой ниже таблице указано, что должен уметь ребёнок третьего года жизни на этапе формирования речи.

 

Произносительная сторона речи (звуки)

 

Некоторые дети могут правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих.

 

 

Ознакомление с предметами окружающего мира

 

К концу третьего года жизни дети умеют различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, продукты, некоторые их свойства, а также учатся подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине; ребёнок узнаёт и различает по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты; различает и называет животных, части их тела.

 

Формирование словаря

 

К концу третьего года словарь ребёнка состоит из:

  • Существительных, обозначающих название транспортных средств - машина, автобус; частей автомобиля - кабина, руль, колесо; растений - дерево, трава, цветы; фрукты - яблоко, груша; овощей - морковь, огурец, помидор; домашних животных - кошка, собака, курица и их детёнышей.
  • Глаголов, обозначающих действия и взаимодействия - мыть, стирать, лечить, отдать, помочь, пожалеть.
  • Прилагательных, обозначающих величину, цвет, вкус - большой, короткий, красный, синий, сладкий, кислый.

- Наречий - сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно.

Помните! Прежде, чем усвоить слово, малыш пройдёт три ступени:

  1. Он сам научится понимать слово, но пока не сможет использовать его в речи;
  2. Будет узнавать, и называть слово (предмет, действие, качество) лишь в привычных для него сочетаниях, условиях;
  3. Только затем начнёт понимать и правильно использовать слово в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

 

 

Грамматический строй речи

 

Дети умеют согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составляют фразы из 3-4 слов.

 

 

Связная речь

 

К концу третьего года ребёнок уже умеет сопоставлять увиденное им на прогулке с коротким (2-4 предложения) речевым описанием показанной ему картинки.

 

 

Всё вышеперечисленное поможет вам сориентироваться в том, насколько развита речь вашего ребёнка, однако необходимо помнить, что каждый ребёнок – индивидуален, поэтому речь отдельного ребёнка развивается своими темпами. Возможно, кому-то из родителей всё, о чём говорилось выше, покажется слишком простым – ваш малыш уже знает и умеет значительно больше. А кого-то, быть может, прочитанное огорчит – ваш ребёнок пока отстаёт.