Консультация для родителей
«Развитие речи детей младшего возраста»
Зеленина Лилия Николаевна
Учитель-логопед первой категории
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и чётко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по её развитию, потому что от своевременного формирования речи зависят нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.
Для того, чтобы понять, имеются ли у вашего ребёнка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы её становления.
Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом по овладению речью: развивается понимание речи, к концу года малыш произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова. При этом одни дети начинают говорить в 8-9 месяцев, другие - в год, а некоторые и позже.
До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребёнок использует так называемое слово-предложение. Например, прося у мамы машинку, произносит: «Би-би», такие слова-предложения могут иметь разное значение в зависимости от ситуации («Би-би» – ехать, папа за рулём, велосипед, автобус, игрушечная машинка и т.д.).
Со второй половины второго года ребёнок всё чаще говорит предложения, состоящие уже из 3-4 слов. К концу второго года речь малыша хотя и становится средством общения, однако ещё далека от совершенства.
Словарь малыша ещё небольшой – от 100 до 300 слов. Часто вместо обычных слов он употребляет облегчённые слова («ам-ам» – а не есть). Ребёнок уже говорит предложениями, но слова в таких предложениях ещё грамматически не связаны между собой: он употребляет неправильные окончания слов, допускает ошибки при употреблении существительных, глаголов, других частей речи. Кроме того, произношение отдельных слов пока нечётко, в речи отсутствуют многие звуки.
В приведённой ниже таблице указано, что должен уметь ребёнок третьего года жизни на этапе формирования речи.
Произносительная сторона речи (звуки) |
Некоторые дети могут правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих.
|
Ознакомление с предметами окружающего мира |
К концу третьего года жизни дети умеют различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, продукты, некоторые их свойства, а также учатся подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине; ребёнок узнаёт и различает по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты; различает и называет животных, части их тела. |
Формирование словаря |
К концу третьего года словарь ребёнка состоит из:
- Наречий - сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно. Помните! Прежде, чем усвоить слово, малыш пройдёт три ступени:
|
Грамматический строй речи |
Дети умеют согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составляют фразы из 3-4 слов.
|
Связная речь |
К концу третьего года ребёнок уже умеет сопоставлять увиденное им на прогулке с коротким (2-4 предложения) речевым описанием показанной ему картинки.
|
Всё вышеперечисленное поможет вам сориентироваться в том, насколько развита речь вашего ребёнка, однако необходимо помнить, что каждый ребёнок – индивидуален, поэтому речь отдельного ребёнка развивается своими темпами. Возможно, кому-то из родителей всё, о чём говорилось выше, покажется слишком простым – ваш малыш уже знает и умеет значительно больше. А кого-то, быть может, прочитанное огорчит – ваш ребёнок пока отстаёт.