Рекомендации родителям по развитию речи у детей

Рекомендации  родителям по развитию речи у детей

Зеленина Лилия Николаевна

Учитель-логопед первой категории

 

        Речь  -  сложная  психическая  функция.  Не являясь  врожденной  способностью  человека,  речевая деятельность  формируется  постепенно  и  зависит  от  состояния  путей  и  центров  головного  мозга  и  всей  высшей  нервной  деятельности  в  целом.

        Какие  же  условия  необходимы  для  своевременного  и правильного  формирования  речи?  Главное,  чтобы  ребенок  был  соматически  здоров,  психически  активен,  имел  полноценное  речевое  окружение,  испытывал  потребность  в  речевом  общении,  обладал  нормальным  слухом  и  интеллектом.  Считается,  после  3  лет  речь  ребенка  практически  сформирована  и  становится  для  него  основным  средством  общения, орудием  мышления.  Различные  отклонения  в  становлении  речи  приводят  не  только  к  ограниченному  речевому  общению,  но и  отрицательно  влияют  на  развитие  личности.

        Полноценно  развитая  речь  возможна  только  при  таких  хорошо  развитых  познавательных  процессах,  как  внимание,  память,  мышление.  Поэтому  взрослые,  общаясь  с  детьми,  имеющими  любой  уровень  речевого  и  интеллектуального  развития,  должны  совершенствовать  мыслительные  операции  ребенка,  улучшать  и  расширять  возможности  запоминания, активизировать  внимание,  поощрять  воображение.

        Родителям  ребенка,  имеющего  речевую  патологию,  необходимо  контролировать  собственную  речь.  Следует  обращаться  к  нему  с  адекватными  просьбами:  что-либо  повторить  или  сказать.  К примеру,  если  ребенок  только  начал  овладевать  словарем  и  простыми  грамматическими  категориями,  родители,  обращаясь  к  нему  с  вопросом,  не  должны  требовать  от  него  развернутого  ответа  с  правильным  грамматическим  оформлением.

        Ребенка  необходимо  побуждать  к  речи.  Создавайте  ситуации,  в  которых  ребенок  будет  стремиться  вступать  с  вами  в  речевой  контакт. Задействуйте  его  эмоциональный  фон.  Для  этого  в  домашних  условиях  существует масса  возможностей,  например   настольный  кукольный  театр.

Такая  ситуация  побуждает  стремление  к  общению,  но  диапазон  эмоций   может  быть  как положительным,  так  и отрицательным.  Не  избегайте  детских  слез: они  тоже  могут  быть  фактором  в стремлении  ребенка  к  высказыванию  или  выражению  своих  мыслей. Если  ребенок  плачет  и  хочет  поделиться  своей  «бедой»  с  близкими, родителям следует  не  только  пожалеть  его,  но  и  дать  ему  возможность  рассказать,  что  случилось.  Иногда  слово  бо-бо  -  одно  из  первых  речевых  достижений  вашего  ребенка.  Поощряйте  любопытство,  стремление  задавать  вопросы,  отвечайте  на  каждый  детский  вопрос.  Не  сравнивайте  ребенка  с  другими  детьми.  Это обижает  его.  Ваш  ребенок,  даже  имеющий  серьезные  проблемы  в  развитии,  индивидуален.

        Следует  учитывать  психологические  особенности  и  состояние  ребенка.  Если  вы  не  видите  у  вашего  малыша  желания  говорить,  если  он  протестует  в  тот  момент,  когда  вы его  поправляете  и  просите  повторить  правильный  вариант, не  упорствуйте,  возможно,  чуть  позже  вам  это  удастся.  Надо  способствовать  не  только собственной  речевой  активности  ребенка,  но  и  научить его  слушать  взрослого.

        Включайте  речь  во  все  виды деятельности: ежедневно  озвучивайте  ребенку  ваши  и его  действия,  одевая ребенка  на прогулку,  купая  его,  играя  с  ним.  Позже вы  можете  просить  его  комментировать  ваши  и  свои  действия,  развивая  планирующую  и  регулирующую  функции  речи,  играющие  незаменимую  роль  в становлении  речи  и  мышления,  умении  планировать  и  организовывать собственную  деятельность  на  основе  словесной  инструкции  взрослого,  а  позднее  и   самостоятельно,  в  умении  строить  рассказы, излагать  свои  мысли  логично  и  последовательно.

        При  обучении на  начальном этапе  становления  речи  большая  роль  отводится  речевым  играм  с подражанием  голосам  животных,  совместному  проговариванию  потешек,  прибауток,  пропеванию  песен,  колыбельных.  Все  это  помогает  устроить  ритмико-мелодическую  сторону  родного  языка.  Многократное  повторение  различных звукокомплексов  упражняет  язык,  оттачивает  фонематический  слух,  помогает  работе  над  слоговой  структурой.  Без  речевого  взаимодействия  с малышом  развитие  его  речи  может  задержаться.

        Разумная  семья  всегда  старается  воздействовать  на  формирование  детской  речи,  начиная  с  самых  ранних  лет  жизни.  Мама,  обладая  уникальной  природной  интуицией,  даже  не овладев  специальными  методиками,  несомненно,  может  быть  для  своего  ребенка  проводником  в  бесценный  мир понимания  и  общения.

 

 

 
  0834bd3fefa005b6b0ff2532cc82ba83