Рекомендации родителям по развитию речи у детей
Зеленина Лилия Николаевна
Учитель-логопед первой категории
Речь - сложная психическая функция. Не являясь врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.
Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, после 3 лет речь ребенка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.
Полноценно развитая речь возможна только при таких хорошо развитых познавательных процессах, как внимание, память, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, поощрять воображение.
Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речь. Следует обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с правильным грамматическим оформлением.
Ребенка необходимо побуждать к речи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте его эмоциональный фон. Для этого в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр.
Такая ситуация побуждает стремление к общению, но диапазон эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Не избегайте детских слез: они тоже могут быть фактором в стремлении ребенка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребенок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, родителям следует не только пожалеть его, но и дать ему возможность рассказать, что случилось. Иногда слово бо-бо - одно из первых речевых достижений вашего ребенка. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает его. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, индивидуален.
Следует учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он протестует в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способствовать не только собственной речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого.
Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним. Позже вы можете просить его комментировать ваши и свои действия, развивая планирующую и регулирующую функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно.
При обучении на начальном этапе становления речи большая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибауток, пропеванию песен, колыбельных. Все это помогает устроить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого взаимодействия с малышом развитие его речи может задержаться.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.